Впервые понятие «эмоциональный интеллект» использовали Питер Сэловей и Джон Майер только в 1990-м году. Они выделили 4 аспекта эмоционального интеллекта:
Восприятие эмоций. Это способность распознавать эмоции по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу.
Пример: что собеседник зол, мы понимаем по интонации и активной жестикуляции. Друг чувствует, что товарищу грустно без слов: по опущенным уголкам губ, поникшей голове и сгорбленной позе.
Понимание эмоций. Это способность определять причину появления эмоции, устанавливать связь между мыслями и эмоциями, а также понимать сложные неоднозначные чувства.
Пример: мы понимаем, почему мы действительно расстроены — из-за неудач на работе или грустного фильма. Умеем распознавать неоднозначные эмоции собеседника, например, иронию и сарказм.
Управление эмоциями. Это способность контролировать эмоции для достижения целей.
Пример: перед чемпионатом у танцора от волнения трясутся ноги, но он научился контролировать свои эмоции и выходит на паркет с уверенной улыбкой на лице.
Использование эмоций для стимуляции мышления. Это способность активизировать мыслительный процесс, использовать эмоции как фактор мотивации.
Пример: что движет учеником, когда он зубрит параграф по истории или таблицу умножения? Не само знание, а результат труда. Он знает, что за зубрежкой последует десять в дневнике, похвала родителей и радость от достижения цели. Эти эмоции и мотивируют активизировать свое серое вещество.