МЕНЮ

5 советов, как развить
усидчивость у ребёнка

В каждом блоге и медиа для родителей легко найти подборку занятий на развитие усидчивости. Это всевозможные дидактические игры, упражнения рисование, лепка, пазлы и конструкторы. Но вот в чём проблема: все эти занятия уже для усидчивых детей. Как без навязывания организовать досуг ребёнка, чтобы он не мог оторваться? Как сделать занятие интересным, а не в тягость? В новой статье делимся советами безболезненного прививания усидчивости у детей.

Зачем ребёнку усидчивость
и почему её нужно развивать

Родители делают всё, чтобы жизнь ребёнка была счастливой с ранних лет. И кажется, занятия, где в 2−3 года малышу нужно проявлять старательность и прилежание, плохо вписываются в образ беззаботного детства. Но как бы ни хотелось отсрочить обучение на «подольше», некоторые важные навыки закладываются именно в дошкольным возрасте. А значит их нужно развивать.

Один из таких soft skills — усидчивость. От усидчивости зависит, сможет ли ребёнок выдерживать по 5−6 уроков в школе. И не просто просиживать за партой, а продуктивно усваивать информацию. При этом усидчивость важна не только на занятиях, где нужно сидеть: школьные уроки, прикладное творчество и рукоделие. Даже бальные танцы, акробатика, футбол и карате требуют прилежания и старательности, ведь главный принцип в спорте: чтобы что-то получилось, это нужно сделать много раз. Терпение пригодится ребёнку и в повседневной рутине, например, когда он будет учиться завязывать шнурки или держать ложку.

Читайте «Ребёнок бросает начатое»

В 2−5 лет любого ребёнка можно назвать неусидчивым. Если вы замечаете, что малыш постоянно отвлекается, через минуту бросает фломастеры и бегает по комнате, нет повода для беспокойства. С ребёнком всё в порядке. Для детей в этом возрасте забрасывать дело на полпути — абсолютно естественно. Когда окружающий мир в новинку, а куда ни посмотри всё новое и интересное, сложно подолгу концентрироваться на одном процессе. Дети только познают мир вокруг себя, поэтому быстро переключают внимание с одного на другое.

Читайте «Упражнения для гиперактивных детей»
Психологи приводят статистику: до трёх лет малыши не могут концентрироваться на одном деле дольше 5−10 минут. Если у ребёнка нет хронических заболеваний и нарушений развития, к пяти годам терпение детей увеличивается лишь вдвое. Дальше старательность и прилежание можно только развивать, что требует терпения и от родителей.

Совет № 1. Беседуем с ребёнком

Совет о том, как много проблем могут решить разговоры по душам. Возьмём самое распространённое хобби детей — рисование. Расспросите малыша о каждом, по вашему мнению, незаконченном рисунке, задавайте вопросы по сюжету. Возможно, зелёная собака на трёх лапах, небо без солнца — законченный рисунок. Так задумано маленьким художником. Если нет, ваши вопросы заставят ребёнка задуматься и подтолкнут дорисовать собаке недостающую ногу.

Если малыш ещё не создаёт собственные работы, а раскрашивает книжки-раскраски, посмотрите, какие сюжеты он оставляет без внимания. Возможно, ему пока не нравится раскрашивать слишком детальные изображения — выберите раскраски попроще. Или же он забросил раскраску с изображением овощей и фруктов, но с удовольствием оживляет цветом животных. Вместо того, чтобы ломать голову, почему ребёнок бросает начатое, искать детского психолога, обсудите проблему с самим ребёнком.

Совет № 2. Внедряем занятия в распорядок дня

Подъём и отбой, завтрак и ужин, сон и прогулки — всё в жизни малыша подчиняется чёткому графику. Для игр и развивающих занятий в расписании также должно быть отведено особое место. Хорошо, если ребёнок занят своим хобби в одно и то же время каждый день с незначительными отклонениями. Это приучает малыша к порядку и слову «надо».

Совет № 3. Адаптируем шаг за шагом

Часто бывает так: родители замечают, что ребёнок и минуту не может сосредоточиться на одном деле, и серьёзно берутся за дело. Усаживают малыша за занятие и не выпускают, пока он не просидит за ним 20−30 минут. Родители контролируют каждый поворот головы, не разрешают сходить туалет, не реагируют на слёзы. Но таким принуждением добиться от ребёнка прилежания не получится. Более того, он запомнит: «сидение на одном месте» реально скучно и приводит к ссорам с родителями.

В случае с усидчивостью важно не наседать с наскоку, а мягко адаптировать. Для начала попросите малыша не отвлекаться от занятия 1−2 минуты. Постепенно увеличивайте время досуга, но не дёргайте ребёнка, если он превысил лимит времени. Через две недели малыш усидел за рисованием 10 минут? Ещё месяц — и дотянете до получаса. Так постепенно ребёнок привыкает к длительным занятием и монотонным действиям.

Совет № 4. Комментируем процесс

В первом совете рассказали, как важно разговаривать с ребёнком. Кроме того, речь взрослого помогает детям удерживать внимание и концентрироваться на деле, когда всё вокруг пытается отвлечь. Поэтому хорошо, если в процессе занятия вы будете комментировать действия ребёнка, спрашивать, что он делает в данный момент, что собирается сделать дальше. Уточняйте, почему он поступает определённым образом. Своими комментариями подсказывайте, как разбить большую задачу на маленькие, которые ему легче выполнить. Да, на это придётся потратить время. Но если вы сами не можете высидеть 20−30 минут за занятием, почему требуете этого от ребёнка?

Совет № 5. Придаём значимость усилиям ребёнка

Распространённая причина, почему-то или иное занятие не увлекает детей, — отсутствие цели. Ребёнок должен понимать, зачем он лепит из пластилина или строит замки из конструктора. Ему важно чувствовать, что это кому-то нужно. Рисунки, которые пылятся в полке стола не мотивируют маленького художника создавать новые шедевры. А что если организовать домашнюю выставку? Предложите ребёнку выбрать рисунки для экспозиции, выбрать рамочки и пригласить на выставку всех домашних. Вы удивитесь, сколько стараний и усидчивости проявит ребёнок, с каким удовольствием он доведёт дело до конца.
Анастасия Бондаренко
23.04.2022
Made on
Tilda