МЕНЮ

Зачем развивать чувство ритма у детей?

До сих пор чувство ритма ошибочно приравнивают к слову «талант» и связывают только с музыкой и танцами. А что если мы скажем, что чувством ритма обладает каждый? Или тот факт, что от чувства ритма зависит развитие координации вашего малыша, его речь и способность усваивать информацию? В новом материале разбираемся с мифическим чувством ритма.

Чувство ритма ⏤ это врожденное?

Когда родители говорят нашим тренерам, что их ребенок не ритмичен и не слышит музыку, мы всегда объясняем, что они путают чувство ритма с музыкальным слухом. И такие заблуждения ⏤ не вина мам и пап. Дело в том, что до недавнего времени специалисты, например, музыкальные педагоги, говорили, что чувство ритма ⏤ врожденный талант.

Сегодня ученые доказали, что даже музыкальный слух можно развивать, а чувством ритма обладает каждый ребенок. Просто у одних малышей это чувство проявляется ярче, и родители с первых дней крохи подмечают, как тот музыкально стучит по перекладинам кроватки или батареям в квартире. Другим же детям нужно помочь вспомнить это чувство. Что говорят ученые?

Чувство ритма знакомо ребенку до рождения

Человек соприкасается с ритмом еще до своего рождения. Ученые доказали, что в утробе матери малыш слышит сердцебиение родного человека, которое успокаивает его. После рождения этот спасительный ритм убаюкивает малыша, когда мама берет его на руки.

Чувство ритма естественно для ребенка

Человек ⏤ часть природы, где все ритмично: смена пор года, дня и ночи, морской прибой и даже стук дятла в лесу. Процессы внутри человека тоже подчиняются ритму: дыхание, бодрствование и сон, сердцебиение. Поэтому чувство ритма заложено в каждого ребенка природой и связано не только со слуховыми особенностями, но и с организмом малыша в целом, его мировосприятием и даже эмоциями.

Почему важно развивать чувство ритма?

Здесь важно вспомнить, как работает наш мозг. Левое полушарие отвечает за логическую деятельность, правое ⏤ за эстетику, творчество и интуицию, т. е. левое полушарие ребенок задействует, когда решает задачи по математике или учит английские слова, а правое ⏤ когда танцует, слушает музыку или рисует.

⏤ Причем здесь чувство ритма? ⏤ спросите вы. Дело в том, что правое полушарие улавливает образы, левое анализирует их, а именно ритм помогает объединить работу двух полушарий. Он упорядочивает слуховые и зрительные впечатления и при этом развивает координацию движений, речь и помогает малышу понимать свое тело и эмоции. Разберемся, за что отвечает ритм подробнее.
1
Координация движений. Без нее малышу не обойтись при поворотах, ходьбе и любом движении тела. Ребенок с развитой координацией расходует меньше энергии, а следовательно медленнее устает, быстрее реагирует на препятствия и меньше травмируется.
2
Речь. Когда мы говорим, наша речь выстраивается в определенную последовательность речевых акцентов и пауз ⏤ тоже подчиняется ритму. Малыш с развитым чувством ритма говорит увереннее, выразительнее, умело расставляет паузы и акценты в предложении, например, при чтении стихотворений. Понимая, как строится речь, ребенок с развитым чувством ритма лучше усваивает информацию, что отражается в его обучении.
3
Уравновешивание эмоций. Благодаря чувству ритма происходит правильное чередование напряжения и расслабления при движениях и
общении. Это помогает малышу быстрее успокоиться после встречи
с раздражающими факторами.
4
Ощущение времени. На смену спешке и суете приходят продуманные действия и логика. Например, дожидаясь зеленого света светофора, малыш будет вести себя спокойно.
5
Аналитические способности. Ребенок начинает более точно оценивать скорость движения, расстояние, глубину и высоту — и, следовательно, грамотно рассчитывать свои действия и силы.

Упражнения для развития чувства ритма у ребенка

Самое важное в развитии чувства ритма ⏤ превращать обучение для ребенка в игру и внедрять в повседневную жизнь. Благодаря такому подходу ребенок не заметит, что вы чему-то учите его и не будет уставать от излишних развивашек.

До года ритм ребенку задают родители. Мама или папа могут знакомить малыша с ритмом разными способами в игровой форме:

  • совмещайте массаж и зарядку с детскими потешками;
  • пойте малышу коротенькие песенки и колыбельные;
  • читайте крохе небольшие четверостишия.

С 6 месяцев ребенок уже сам участвует в создании ритма:
  • не запрещайте малышу музицировать, если замечаете, что он стучит по предметам в доме;
  • давайте ребенку слушать музыку: классику, детские песенки, звуки природы;
  • пойте с малышом песенки и при этом показывайте, как добавить в музыку «природные инструменты» ⏤ руки и ноги (хлопки, касания разные частей тела руками, притопы);
  • учите ребенка ходить и познакомьте его с чередованием длинных и коротких звуков на примере больших и маленьких шагов.

С детьми 2⏤3 года можно начинать танцевать дома и выполнять игровые задания, основанные на принципах логоритмики, когда дети выполняют упражнения под музыку и проговаривают отдельные слова или стихотворения.

Чувство ритма и танцы для детей

Именно принципы логоритмики мы используем для обучения самых маленьких танцоров в детской академии танца «Фиеста». Занятия проходят в игровой форме, благодаря чему дети воспринимают тренировки не как очередное обучение, а веселое времяпрепровождение и с удовольствием бегут на занятия.
Ждем ваших детей на занятиях в детской академии танца «Фиеста».
Анастасия Бондаренко
26.02.2021
Made on
Tilda