МЕНЮ
Социализация детей с помощью танцев

Личность ребенка как итог социализации

социализация ребенка
«Личностями не рождаются, личностями становятся», ⏤ высокопарную фразу легко объяснить с научной точки зрения.

По своей природе человек ⏤ биологическое существо. Новорожденный ⏤ уже индивид с уникальным характером и темпераментом, заложенным природой. Но личностью, как совокупностью социальных и духовных качеств, ребенок становится только в процессе социализации.

Социализация ребенка: что это и зачем?

Социализация ⏤ процесс интеграции человека в общество через коммуникацию с другими людьми и освоение социальных и культурных норм и ролей.

Чтобы лучше понять, что такое социализация, предлагаем вспомнить историю Маугли. Мальчик, воспитанный волками, был абсолютно здоровым человеком, индивидуумом со своим характером. Но он никогда не взаимодействовал с людьми, не прошел первичную социализацию в семье, поэтому не мог интегрироваться в общество.

Родителям кажется, что социализация происходит сама собой, ведь ребенок так или иначе взаимодействует с другими людьми, а Маугли ⏤ это сказка. Но не для всех процесс социализации проходит без преград:

  • особенным детям нужен индивидуальные подход;
  • стеснительному ребенку необходима помощь взрослых, чтобы раскрепоститься и начать контактировать с другими;
  • сегодня социологи и психологи используют понятие «цифровые Маугли». Речь идет о детях, которые с ранних лет общаются с гаджетами, а не сверстниками, из-за чего в будущем им сложно находить общий язык с другими людьми.

Этапы социализации личности дошкольника

Первичную социализацию малыш проходит в семье. В кругу родных ребенок усваивает элементарные нормы культуры, примеряет первые социальные роли. Это важный этап социализации личности: привитые в семье нормы и привычки остаются с человеком на всю жизнь. Все мы родом из детства.

В 1⏤2 года начинается второй этап социализации в маленьких группах: детский сад, песочница во дворе, кружки и студии. В коллективе ребенок примеряет различные социальные роли, которые формируют его Я. Чем больше ролей, тем легче ребенку адаптироваться в общество и найти себя.
В маленьких группах процесс социализации работает по принципу зеркала. Психологи и социологи утверждают, что без взаимодействия с другими людьми невозможно осознать свое Я. Ребенок формируется как личность, опираясь на реакции других людей, с которыми вступает в контакт, ⏤ смотрит как в зеркало.
На третьем этапе социализации формируется речь, но ребенок не сможет перепрыгнуть на эту ступень, если он неуверенно прошел две предыдущие.

Как танцы помогают социализации личности?

Общение со сверстниками. На занятиях танцами ребенок попадает в коллектив и контактирует с другими детьми. В спортивных бальных танцах у ребенка есть партнер еще одна социальная роль. В паре дети учатся слышать и понимать другого человека, общаться с противоположным полом и вместе принимать решения на паркете.

Общение с тренером. Тренер быстро становится ориентиром и примером для подражания. Благодаря ему дети улавливают разницу в общении со взрослым и сверстником, учатся уважать и слушать взрослых.

Игровая форма занятий. В детской академии танца «Фиеста» на занятиях с детьми 35 лет тренеры используют принципы логоритмики и организуют процесс тренировки в игровой форме. Это развивает речь и помогает ребенку примерить дополнительные социальные роли в процессе игры.

Выход на зрителя. На паркете ребенок примеряет сразу несколько социальных ролей, как в жизни: он в команде с партнером, но соперничает с другими танцорами; за него болеют зрители, но оценивают судьи. Танцор учится решать конфликтные ситуации, спокойно относиться к чужой оценке и презентовать себя. Наши ученики с первого года обучения участвуют в турнирах, которые проходят 3 раза в год.

Советы родителям: как ускорить процесс социализации?

Идите навстречу ребенку. Не открещивайтесь от ребенка из-за забот или работы. Каждое ласковое «Доброе утро», кивок головы, внимание к рассказам ребенка имеет значение для его социализации.

Говорите слова похвалы. Хвалите ребенка за маленькие достижения и без повода. Вы заметите, как ваши слова придадут малышу уверенности и сделают его свободнее и раскрепощеннее с другими детьми.

Принимайте ребенка всерьез. Не игнорируйте эмоции и переживания ребенка. Объясняйте, что плакать ⏤ нормально независимо от пола, чувствовать злость или обиду также естественно, как и радость. Ребенок испытывает такие эмоции впервые и ждет совета, а не небрежно брошенной фразы «Не ной», «Все пройдет» или «Потерпи».

Обозначайте границы допустимого. Помогите ребенку понять, что такое хорошо и плохо, например, что нужно делиться угощением с другом, а отбирать игрушки у другого ребенка недопустимо. Аргументируйте свою позицию без криков и убедитесь, что ребенок понял ваши доводы.

Интересуйтесь танцевальной жизнью ребенка. Постарайтесь запомнить имена друзей ребенка из группы, познакомьтесь с другими родителями, спрашивайте, как прошла тренировка, попросите ребенка показать движения, которые он выучил. Ваша заинтересованность поможет малышу адаптироваться не только в маленькой группе, но и за ее пределами.
Анастасия Бондаренко
10.08.2021
Made on
Tilda